На Всероссийском съезде работников дорожного хозяйства предложили воздержаться от использования песко-соляной смеси на дорогах. Во время мероприятия в Екатеринбурге участники обсудили нововведения по главным векторам работы и модернизации дорожного хозяйства до 2035 года. Среди предложений — отказ от обработки дорог песко-соляными реагентами.
Специалисты привели аргументы в пользу отказа от использования этих агентов. Один из них — дополнительные экономические издержки, которые связаны с уборкой и утилизацией песка, который долго сохраняется и на дорогах, и на расположенных вблизи газонах и обочинах. Кроме того, требуются расходы на очищение ливневок и очистных сооружений.
Очередной один аргумент против использования песко-соляных смесей — их отрицательное воздействие на окружающую среду. Согласно информации Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова, в составе песка с дорог присутствуют элементы 1–2 классов опасности, например, мышьяк.
Основной причиной, из-за которой следует воздержаться от использования песко-соляных реагентов, является их малоэффективность. Во-первых, эта методика пригодна только для последующей обработки: ПСС начинают использовать уже после того, как прошел снег или дождь. Это увеличивает риск аварий на дороге. Во-вторых, из-за смеси снега и льда с песко-соляными смесями ухудшается сцепление колес с покрытием, что тоже увеличивает вероятность дорожных происшествий.
Эксперты считают, что нужно отказаться от устаревших технологий и перейти на более современные методы. Они предлагают использовать противогололедные реагенты, которые доказали свою результативность и безопасность в ходе испытаний.
Такие противогололедные агенты уже несколько лет применяют в нескольких субъектах РФ, включая Екатеринбург. В отличие от ПСС, современные реагенты не поднимаются в атмосферу, потому что полностью растворяются. Более того, они включают в себя антикоррозийные компоненты для защиты автомобилей и металлических конструкций, а также специальные добавки, которые оберегают обувь.
Порой репутацию современных противогололедных реагентов портят неверные интерпретации санитарных норм. К примеру, как утверждают эксперты, некоторые реагенты, которые широко используются во многих городах России, несправедливо подверглись критике в средствах массовой информации Красноярского края. В этом регионе надзорные органы запросили документацию на один из антигололедных агентов, которая требуется только для веществ 1-го и 2-го классов опасности. Однако указанный материал и его разновидности относятся к 3-му и 4-му классам опасности — то есть являются такими же малоопасными веществами, как, например, обычная бытовая соль.
В Национальной ассоциации зимнего содержания дорог подчеркивают, что именно поэтому данные материалы не подпадают под контроль Роспотребнадзора и могут использоваться без дополнительного контроля и предоставления отдельных документов.