В российских регионах продолжают развивать интеллектуальные транспортные системы в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Сейчас эта работа идёт в 56 субъектах и 62 городских агломерациях.
Министр транспорта Роман Старовойт отметил, что растет число городских агломераций, которые участвуют в программе по внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС). В прошлом году таких агломераций было 57 в 51 субъекте страны, а в этом — уже 62 в 56 регионах.
18 городских агломераций достигли первого из шести уровней зрелости ИТС, а Красноярская и Тюменская — второго.
С 2020 года «умные» системы внедряют в городских агломерациях, где население превышает 300 тысяч человек.
ИТС позволит оптимизировать движение общественного транспорта, благодаря чему повысится средняя скорость движения автомобилей, увеличится пропускная способность городских магистралей, уменьшится количество заторов. Также это повысит безопасность всех участников дорожного движения.
В 2024 году в рамках национального проекта ИТС начали внедрять в Республике Северная Осетия – Алания, Приморском крае, Смоленской и Курганской областях, а также в Севастополе.
В рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» реализуется программа по внедрению «умных» систем. Этот проект является частью национального. На него выделяются средства из федерального бюджета.
Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко рассказал, что в 2024 году на развитие интеллектуальных транспортных систем предусмотрено финансирование в размере свыше 3,15 млрд рублей. На данный момент контрактация составляет 82,52 %. При этом 100 % кассового освоения зафиксировано в Забайкальском, Пермском, Хабаровском краях, Брянской, Воронежской, Иркутской, Курской, Нижегородской областях и Республике Дагестан.
В 2024 году в рамках создания интеллектуальной транспортной системы в столице Алтайского края запланировано обновление 12 светофорных объектов. Работы уже ведутся на одной из главных магистралей Барнаула — проспекте Ленина. «Умные» светофоры устанавливают в районе площади Октября и на пересечениях с улицами Кулагина, Брестской, Союза Республик, Молодёжной, Димитрова, Чкалова, Партизанской, Интернациональной, Анатолия, Гоголя, Никитина.
Специалисты уже установили дополнительные опоры там, где это было необходимо. Установка самих светофоров продолжается.
Также на пересечении улиц Попова и Трактовой появится комплекс метеомониторинга. Оборудование со встроенными датчиками будет собирать и передавать данные о метеорологических и дорожных параметрах, таких как температура и влажность воздуха, направление и скорость ветра, атмосферное давление, уровень и тип осадков, температура покрытия. Это позволит прогнозировать неблагоприятные явления, предотвращать их последствия, контролировать влияние погодных условий на дорожную обстановку и заранее планировать работы, в том числе по содержанию дорог в зимний период. Подрядчик должен завершить все работы до октября 2024 года.
В 2020 году Алтайский край стал одним из первых регионов, получивших федеральные субсидии на реализацию национального проекта. Средства были направлены на внедрение интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в Барнаульской агломерации. За это время был введён в опытную эксплуатацию Центр обработки данных, установлено вычислительное и серверное оборудование, а в Барнауле началась модернизация светофорных объектов. Всего к 2024 году планируется усовершенствовать 51 из 184 светофоров.
Министр транспорта Алтайского края Антон Воронов рассказал, что система будет отслеживать транспортные потоки, работу светофорных объектов и перекрёстков, фиксировать нарушения ПДД, а также информировать водителей о пробках, дорожных работах, ДТП и других инцидентах, затрудняющих движение. Запуск всей интеллектуальной системы запланирован на конец 2024 года.
Внедрение различных модулей и подсистем помогает собирать, доставлять, хранить, анализировать и визуализировать информацию, полученную от комплексов фотовидеофиксации, детекторов транспорта, дорожных контроллеров, установленных на улично-дорожной сети. На основе этих данных система будет предлагать решения по оптимизации управления транспортными потоками.
В столице Бурятии Улан-Удэ также ведется установка станции метеомониторинга на улице Бабушкина. Она позволит получать данные о метеорологической обстановке и параметрах окружающей среды. Часть информации будет поступать в режиме реального времени. Планируется, что пусконаладочные работы завершатся до конца лета.
Пресс-служба городской администрации пояснила, что от погодных условий, например, в дождь или гололед, напрямую зависит безопасность дорожного движения. Поэтому внедрение системы метеомониторинга позволит оперативно менять режимы работы светофорных объектов. В рамках проекта на светофорах уже установлены контроллеры для управления режимами регулирования, подключены датчики мониторинга транспортных потоков и установлены обзорные камеры видеонаблюдения за дорожной обстановкой. Новое оборудование, программы и надежные каналы связи позволяют в разы быстрее реагировать и корректировать режимы работы светофоров.
В Улан-Удэнской городской агломерации внедрение интеллектуальной транспортной системы ведется с 2021 года. За это время на улицах республиканского центра установлены 77 «умных» светофоров, 133 обзорные камеры и 209 транспортных детекторов по подсчету и анализу транспортных потоков. Работает Центр обработки данных (ЦОД), который стал единой платформой управления городским дорожным движением.
Министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия Александр Гоге отметил, что раньше для смены сигнала светофора в столице Бурятии требовался ключ, и специалисты должны были выезжать на место. Сегодня координация системы работает из Центра управления. Более того, сегодня параметры транспортного потока анализируются в режиме реального времени, на основании чего и распределяются более качественно. Работа по внедрению ИТС продолжается. В ближайшие два года планируется создание подсистемы видеонаблюдения и детектирования ДТП и ЧС, установка модулей управления дорожными работами, содержания, монтаж станций метеомониторинга и т. д.
В Уфе продолжают устанавливать «умные» светофоры. Специалисты модернизируют 39 объектов на оживленных перекрестках. Среди них улицы Зорге, Вологодская, Сочинская, Софьи Перовской, Комарова, Кувыкина, Лесотехникума, 8 Марта, 50 лет Октября, Комсомольская, Центральная и другие. Также на этих перекрёстках установят 110 детекторов транспортного потока и 70 камер видеонаблюдения. Они помогут светофорам адаптироваться к движению транспорта, анализировать плотность потока и в режиме реального времени регулировать длительность сигналов светофора.
По состоянию на июль 2024 года в городе действует 101 светофорный объект. Их установили на таких оживленных транспортных артериях, как проспект Октября, улицы Менделеева, Жукова, Российская, Комсомольская, Заки Валиди, Карла Маркса, Цюрупы, имени города Галле и других. Модернизацию проводят на улицах с интенсивным движением, в том числе общественного транспорта. По словам председателя Общественного совета при Минтрансе Республики Башкортостан Рустама Баязитова, такие мероприятия на этих дорогах просто необходимы.
Ожидается, что внедрение интеллектуальной транспортной системы увеличит пропускную способность улиц Уфы на 20% и повысит безопасность на дорогах. Все работы планируют завершить до конца 2024 года.
Дежурная служба Ситуационного центра круглосуточно отслеживает ситуацию на дорогах с помощью ИТС и при необходимости вручную управляет светофорными объектами. В случае возникновения нештатных ситуаций на дорогах сотрудники оперативно сообщают об этом в соответствующие службы. Это позволяет предотвратить затруднения на дорогах, отметила и. о. министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан Любовь Минакова.